В школу - без речевых проблем.

Только вчера ваш малыш учился ходить и произносить свои первые слова, а сегодня он стоит на школьном пороге.
Школа… Привычный уклад жизни резко меняется, причём, не только у ребёнка, но и у всей семьи. Готовиться к таким переменам необходимо заранее.
Всем в семье хочется, чтобы малыш учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли мы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

/Files/images/Работа 001.jpgСовременный ребёнок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно выражать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без усилий пересказывать сказки и рассказы. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко повторяет «длинные» слова. Его словарный запас до 5 тысяч слов.

К сожалению, дефектологов и врачей уже давно волнует то обстоятельство, что в последние десятилетия растёт количество детей с отклонениями в речевом развитии. Они могут быть не резко выражены, например, несколько запаздывает появление фразовой речи, дольше обычного срока задерживается «детское» произношения звуков, наблюдаются неправильности в согласовании слов в предложении. При этом речь ребёнка в целом понятна, а небольшие отклонения в речевом развитии обычно не беспокоят родителей, которые думают, что ребёнок перерастёт или «выговорится».
Но дело резко меняется с началом школьного обучения. С этого момента к речи детей начинают предъявлять повышенные требования. Все дети с отставанием в речевом развитии как бы сразу выделяются уже на самых первых этапах обучения их чтению и письму. Многие из них с большим трудом овладевают этими сложными процессами, а в дальнейшем пишут со множеством специфических ошибок, которые не удаётся преодолеть обычными школьными методами. Ничего не возникает вдруг и на пустом месте. Основы письменной речи закладываются ещё в младшем дошкольном возрасте, тогда же и могут возникнуть некоторые нарушения в речевом развитии, которые в будущем могут стать причиной дисграфии.
Обратите внимание, если ваш малыш в 4 года неправильно употребляет звуки, смешивают их (например, свистящие и шипящие), добавляет лишние либо пропускает, оглушает звонкие, плохо слышит гласные в слове, переставляет слоги (напамка – панамка), вставляет гласные между согласными (барат – брат), пропускает слоги (кобок – колобок), не различает смысловой функции предлогов и приставок. Всё это – основы для возникновения фонетико-фонематической дисграфии. Таких деток очень тяжело научить читать: объединять звуки в слоги, а слоги в слова.
Наличие хотя бы одного из приведенных выше симптомов должно стать сигналом к соответствующим действиям со стороны любящих родителей, поводом к обращению к специалисту.
А может быть, вы столкнулись с проблемой замены букв и искажённого их написания вашим малышом? В таких случаях ребёнок, имеющий вполне отличное зрение, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв. (и, ш, ц, щ, п, т, б, в, д, у, з и т.д.). Это симптомы оптической дисграфии.
Поиграйте с ребёнком, выясните, может ли он восстановить порядок расположения 5 – 6 предметов после их перестановки, замечает ли неточности в рисунках – шутках, различает ли понятия «справа», «слева», «вверху», «внизу».
Затруднения в зрительном анализе и синтезе можно выявить следующим образом. Попросите вашего малыша отобрать одинаковые геометрические фигуры, несколько экземпляров которых предварительно можно вырезать из бумаги. Ребёнок при этом должен будет все треугольники, прямоугольники, квадраты и ромбы соответственно разложить в четыре разные кучки. Фигуры можно не называть, здесь главное – правильность зрительной оценки их сходства или различия. Если даже эти сравнительно простые задания окажутся для ребёнка затруднительными, то ещё больших затруднений можно будет ожидать при выполнении им гораздо более тонких заданий на различение букв.
Ещё один важный момент подготовки дошкольника – это его умение слышать и слушать. Вот, например, ребёнку предлагается такое задание: «Рассмотри рисунок. Найди живых существ и раскрась тех, кто летает».
Малыш, который не привык вслушиваться, с недостаточно развитой слуховой памятью, сразу же начнёт раскрашивать всю картинку, потому что услышал только одно слово «раскрась». В таких случаях необходима длительная кропотливая работа по развитию слухового внимания и памяти.
Давайте обсудим ещё один немаловажный аспект подготовки дошкольника. Современные папы и мамы уверены в необходимости изучения иностранных языков чуть ли не с годовалого возраста. Ведь в первых классах большинства лицеев и школ иностранный язык преподаётся как предмет.
Ваш ребёнок будет успешен в этом при одном условии: он достаточно хорошо владеет родным языком, у него нет проблем, перечисленных нами выше. Если же вы посещаете кабинет логопеда, не усложняйте ситуацию, отложите дополнительную речевую нагрузку, проконсультируйтесь по этому поводу со специалистом.

И помните, начальная школа – фундамент позитивного отношения к себе и к окружающим. Речевые проблемы малыша необходимо решить до начала обучения. Этим вы оградите ребёнка от насмешек сверстников, отклонений в поведении, повышенной утомляемости и нервозности, связанными с неуспеваемостью, а в итоге – от негативного отношения к школе. Начальная школа должна стать частью счастливого детства вашего малыша!

Игра «Конструируем буквы»
Ваш малыш выкладывает буквы из гороха, фасоли; лепит из пластилина, теста и узнаёт их потом на ощупь с закрытыми глазами; рисует пальцем на запотевшем стекле; пишет на спине у папы; складывает из счётных палочек или спичек; «рисует» в воздухе пальцем; «пишет» в темноте фонариком.

Игра для развития ориентировки в пространстве «Будь внимательным».
-
поднять правую руку вверх, помахать;
- правой рукой закрыть правый глаз;
- правой рукой дотронуться до правого ушка;
- правой рукой похлопать по правой коленке;
- поднять левую руку, помахать;
- левой рукой закрыть правый глаз;
- левой рукой похлопать по правой щёчке;
- левой рукой дотронуться до правого ушка;
- левой рукой похлопать по правой коленке.

Кiлькiсть переглядiв: 335